Как работает онлайн-сервис?
1
Выберите вид документа
2
Отметьте нужные условия из предложенных вариантов
3
Получите юридически правильный документ
4
Сохраните документ в системе или скачайте в формате Word
Шаблоны от 500 тенге
Нам доверяют
Давлетова Анель

Специалист УМТС, ТОО «Торгово-транспортная компания».

Отличная программа. Позволяет быстро найти типовые договора, подстроить их под нужную ситуацию, ответив на предлагаемые вопросы. Радует, что специалисты компании приятные и отзывчивые люди, всегда готовые подсказать и научить как пользоваться программой. Теперь BestDocs стал незаменимым помощником в моей работе. Добавила сайт в избранное =) Спасибо Вам!
Нурбаев Ринат Оразбекович

Заместитель директора Филиала по Южно-Казахстанской области АО "КазАгроФинанс"

Отличная программа, есть все необходимые образцы документов. Пользуюсь сервисом уже больше полугода. Радует, что документы всегда соответствуют действующему Законодательству РК, что позволяет не сомневаться в качестве услуг и избегать рисков. Нареканий никаких нет. Наконец - то казахстанские разработчики научились делать качественный продукт и показывать отличный сервис. Спасибо!
Ролан Изимов

Индивидуальный Предприниматель

Bestdocs отличная программа, раньше мне как человеку без специальных навыков приходилось искать типовые договора в интернете или просить знакомых, отвлекая их от своих забот. Но с сервисом Bestdocs, все эти проблемы остались позади. Спасибо разработчикам за отличную программу. Будем пользоваться по мере необходимости, 10 балов из 10.
Газиз Рустем Асылбекулы

Начальник отдела претензионно-исковой работы АО "Центрказэнергомонтаж"

Давно пользуюсь сервисами ТОО «BestProfi». BestDocs не стал исключением. Отличная программа, позволяющая в короткие сроки сформировать документ под нужную ситуацию. Радует большое количество разных шаблонов, отличный поиск, проработанный перечень ситуаций. Документы всегда в актуальном состоянии, спасибо разработчикам.
Чингиз Темиров

Эксперт Департамента правовой защиты предпринимателей Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен»

С удовольствием испытал сервис BestDocs! Бесспорное преимущество – наличие в сервисе широкого выбора шаблонов, которые подходят под основные ситуации: от юридического сопровождения ТОО и кадровой работы вплоть до подготовки иска, отзыва и апелляционной жалобы в суд. Очень понравился интерфейс - удобный и понятный. Конечно, это не самое главное в сервисе, но для требовательного пользователя деталь немаловажная.
Муслим Хасенов

Управляющий директор по правовым вопросам компании «NURMASH»

Рад рекомендовать сервис BestDocs. Очень удобный в использовании, содержательный, а самое главное – охватывает самые разные ситуации в юридической практике. Для меня двойная польза: во-первых, это бесценный помощник в моей практической деятельности в сфере юридического консалтинга, а во-вторых, хорошее подспорье в моей преподавательской деятельности, для использования в образовательном процессе, чтобы студентам было наглядно видно, как работать с правовой материей.
Елена Евгеньевна

АО "АБДИ Компани"

Конструктор документов BestDocs позволил ускорить процесс работы, сохранив при этом ее качество. Нельзя не отметить, что все функции удобны в использовании - все понятно с первого входа. Большой выбор документов по разным тематикам. Теперь за доступную стоимость можно быть уверенным в качестве документа, а не искать в интернете не проверенные файлы. Большое спасибо, воспользуюсь программой еще не раз! Успехов Вам!
Олжас Булатович

Директор ТОО "MG Service Ltd"

Очень порадовал данный сервис. Для начинающих специалистов да и просто физических лиц - это просто открытие! Очень много документов практически на любую юридическую ситуацию. Сервис позволил автоматизировать процесс работы, а в наше время это имеет огромное значение, за этим будущее. Спасибо!
Наши эксперты
Сулейменов М.К.

Председатель Казахстанского Международного Арбитража, директор Научно-исследовательского института частного права КОУ, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор.

Дуйсенова А.Е.

Исполнительный директор Казахстанского Международного Арбитража, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института частного права КОУ, кандидат юридических наук.

Бикебаев А.Ж.

Практикующий юрист, эксперт в области антимонопольного права.

Михаил Слинченко

Адвокат Актюбинской областной коллегии адвокатов. Специализация - вещное право, обязательственное право, корпоративное право.

Бегдесенов А.Б.

Специализации: Право интеллектуальной собственности. Принимал участие в создании проектов по специализации "Антимонопольное право". Партнер Адвокатской конторы "Саят Жолши и партнеры".

Марсель Ыманалиев

Заместитель Генерального директора по правовым вопросам ТОО "BestProfi"

Мария Шукалова

Юрист юридической фирмы "De Facto"

Ирина Осетрова

Юрист юридической фирмы "De Facto"

Юлия Юровник

Юрист юридической фирмы "De Facto"

Еркин Тунгатаров

Старший юрист ИС "BestProfi" и "BestDocs"

Ильяс Уалиев

Старший юрист ИС "BestProfi" и "BestDocs"

Бауыржан Есимов

Старший юрист ИС "BestProfi" и "BestDocs"

Полезные статьи Все статьи
Перспективы внедрения судебного прецедента в правовую систему Казахстана (М.К. Сулейменов)
Английское право часто называют прецедентным правом (case law). Это не совсем точно. Конечно, прецедентное право составляет подавляющую часть английского права. Создавалось поначалу английское право судами, которые при рассмотрении дел руководствовались местными обычаями. Со временем решения судов (прецеденты) становились обязательными при рассмотрении всех аналогичных дел нижестоящими судами. Однако наряду с общим прецедентным правом (common law) в Англии сложилось и действует прецедентное право справедливости (law of equity), формируемое судами лорда-канцлера, в которые обращались с прошением о восстановлении справедливости. Суд лорд-канцлера не был связан с прецедентами общего права. В 1873 г. был принят Закон о судоустройстве, который закреплял приоритет права справедливости по сравнению с общим правом. Кроме того, в праве Англии существует т.н. статутное право. Формально законы (акта парламента) имеют приоритет перед судебными прецедентами. Однако фактически прецедентное право сохраняет свое доминирующее значение (к примеру, в сфере действия норм о договоре и обязательствах из причинения вреда)<sup>1</sup> . Наряду с законами, важным источником является делегированное законодательство, подзаконные нормативные акты, принимаемые правительственными организациями. В то же время суд имеет право отменить норму делегированного права, если установит, что она была принята с превышением полномочий или же были допущены процедурные нарушения<sup>2</sup> . В Англии нет разделения на гражданское и торговое право, как нет и разделения на частное и публичное право. Это чуждое нам право. Как пишет Рене Давид, «Различие в структуре права, как мы это увидим, действительно полное. С точки зрения известных делений права мы не найдем в английском праве ни деления на право публичное и право частное, ни деления, столь естественного на наш взгляд, на право гражданское, на право торговое, право административное, право социального обеспечения. Вместо этого мы находим в английском праве деление в первую очередь на общее право и право справедливости. На уровне понятий мы также будем частично дезориентированы, не найдя в английском праве таких понятий, как родительская власть, узуфрукт, юридическое лицо, подлог, непреодолимая сила и т.п. Зато нам встретятся такие незнакомые понятия, как доверительная собственность, встречное удовлетворение, эстоппель, треспасс и др., которые нам ни о чем не говорят. Не соответствуя ни одному из знакомых нам понятий, термины английского права непереводимы на другие языки, как термины фауны и флоры разных климатов. Когда любой ценой хотят перевести эти термины, их смысл, как правило, теряется. Трудность не уменьшается даже при кажущейся адекватности: «договор» английского права не более адекватен «договору» французского права, чем английское equity, право справедливости, французскому понятию «справедливость»; administrative law вовсе не означает административное право, а civil law – гражданское право»<sup>3</sup> . Принципиальная несовместимость английского и континентального права вытекает еще из того, что континентальное право выросло из римского права, а английское право не могло воспринять римское право по ряду причин: Во- первых, римское право имело преимущественно частный характер, которое не могло быть использовано королевскими (вестминстерскими) судами, решавшими в рамках своей юрисдикции не частные, а публично-правовые споры. Во-вторых, на пути рецепции римского права в Англии существовали препятствия в виде не совместимых с римским правом местных традиций и обычаев. В-третьих, это вытекало из особенностей эволюционного развития Англии и ее правовой системы, не вызывавших необходимости выхода за рамки общего права<sup>4</sup> . Весьма своеобразный, даже уникальный характер английского права выражается в высоком уровне независимости судебной власти. Это вытекает из того, что общее право- это в первую очередь судебное право. Суды формируют право, и это действительно настоящая власть<sup>5</sup> . ...
М. Сулейменов
Казахстан на пути роботизации бизнеса. Какие перспективы открываются перед современными предпринимателями?
Руководители департамента консалтинга KPMG в Центральной Азии рассказали о развитии технологии роботизации бизнес-процессов ( RPA ) и какие выгоды можно получить от ее применения. За прошедший год отмечается стремительный рост роботизации бизнес-процессов как отдельного тренда цифровизации. Так, например, по статистическим данным одного из самых популярных поисковиков, количество запросов, связанных с технологией роботизации (RPA) выросло в 2 раза. «Можно сказать, что пандемия COVID-19 в целом вызвала спрос к цифровой трансформации бизнеса, согласно проведенному исследованию KPMG более 95% компаний во всем мире готовы инвестировать в технологии, позволяющие в достаточно простой степени автоматизировать рутинные операции сотрудников, а количество компаний, которые тестируют или уже внедрили RPA, начиная с 2017 года, увеличилось в 2 раза. Также по результатам проведенного опроса среди ИТ-директоров Казахстана и Центральной Азии, технологии, связанные с Интеллектуальной автоматизацией (Intelligent Automation), куда, в частности, входит технология RPA вошли в ТОП-3 приоритетных областей для технологических инвестиций. При этом по данным из глобального опроса KPMG, 54% компаний планируют заниматься роботизацией процессов уже в ближайшие два года. Спрос на технологию RPA, которая позволяет уменьшить зависимость от человеческих ресурсов в рутинных цифровых процессах, связан не только с точки зрения снижения затрат, но и с точки зрения защиты бизнеса от будущих воздействий, подобных пандемии COVID-19, которая также затронула и функциональные роли сотрудников внутри компании. Если раньше финансовые руководители (CFO) в основном занимались контролем финансов и организацией учета, то сегодня они должны стать лидерами формирования команды в составе Центра компетенций и ИТ-специалистов для развития цифровых технологий внутри компании» – комментирует Тимур Омашев Партнер, Руководитель практики Цифровые финансы (Digital CFO) КPMG в Центральной Азии По оценке Gartner, рынок RPA будет расти двузначными темпами до 2024 года, несмотря на экономическую ситуацию, вызванную пандемией COVID-19. Согласно последнему прогнозу, объем выручки от программного обеспечения технологий RPA достигнет 1,89 млрд долларов в 2021 году, что почти на 20% выше, чем в 2020 году. Как отметил Ильяс Алиев, Заместитель директора, практики Цифровые финансы (Digital CFO) KPMG в Центральной Азии - «На рынке Казахстана технология роботизации продолжает стремительно набирать обороты, с запросом на роботизацию бизнес-процессов обращаются в основном крупные компании, которые уже успели частично автоматизировать системы управления предприятием с помощью внедрения различных систем АСУ ТП, СЭД, CRM и др. Помимо прочего, в связи с возросшей нагрузкой, связанной с увеличением количества транзакционных операций, компании сталкиваются с задачами распределения времени и ресурсов на их выполнение, где RPA в свою очередь, может оказаться в роли главного помощника, который позволяет имитировать действия сотрудников и наладить процессы взаимодействия между различными системами, вне зависимости от возможности их интеграции». Так по результатам одного из последних пилотных проектов по RPA в одной из крупных национальных компаний Казахстана, потенциальный эффект от внедрения RPA только по одному из бизнес-процессов в финансовой функции, был оценен более чем в 90 млн тенге в год, с ускорением операций в 5 раз. Помимо приведенных количественных выгод существуют также и качественные, к которым отнести исключение риска ошибок, связанных с человеческим фактором, стандартизацию и унификацию процессов. Но даже все эти количественные и качественные выгоды не должны быть основной целью внедрения RPA, потому что наибольший эффект от использования роботизации компания сможет получить от появившейся возможности и времени у специалистов на выполнение более творческой и аналитической работы, где они смогут развивать и улучшать свои профессиональные навыки. По оценке результатов различных исследований наиболее роботизируемыми процессами в компаниях являются ввод и обработка счет-фактур, формирование заявок на начисление оплаты труда и отпускных, обработка документов отдела кадров и сверка выгрузок из различных систем, формирование отчетов и заполнение форм данными из разных систем. По результатам исследования KPMG International, в котором приняли участие около 600 руководителей компаний в 13 странах мира, а также глубокого анализа инвестиций в ИТ в рамках конкретных функций, 23 % респондентов отметили, что финансы и бухгалтерский учет являются приоритетным направлением многих инициатив в области автоматизации и смогли привлечь более 50 млн долларов США на сегодняшний день. «В большинстве случаев пилотирование роботизации в том числе и на рынке Казахстана, начинается с финансовой функции вне зависимости от индустрии и отрасли или количества сотрудников внутри компании. Одной из главных причин этому является то, что исторически - финансы и бухгалтерия основаны на правилах и повторяющихся ручных процессах. Стоит также отметить, что некоторые компании после первого успешного пилотирования программных роботов, испытывают трудности с дальнейшим масштабированием, что чаще всего связано с изначально не совсем правильным подходом к роботизации и фокусом лишь на мелкие задачи и бизнес-процессы, которые в свою очередь не позволяют компаниям достичь максимального экономического эффекта от внедрения RPA» - добавил Ильяс Алиев. ...
Признаки контрагента с высоким юридическим риском и рекомендации по его снижению
Наши клиенты обращаются к нам с вопросами о проверке чистоты планируемых сделок с недвижимым имуществом либо с долей в компании. Поскольку всем известная фраза «это же Казахстан» несёт в себе, скорее, негативно-саркастический подтекст, чем позитивный, мы сталкиваемся с её проявлениями в виде различных ухищрений тех или иных лиц, направленных либо на сокрытие своего имущества, либо на введение в заблуждение своих потенциальных покупателей. С учётом этих обстоятельств мы составили список тех особенностей со стороны продавца, которые попадают в «жёлтую» зону риска с точки зрения безопасности предполагаемой сделки: 1.Слишком молодой директор (1995+ года рождения). К сожалению, слишком мало талантливых молодых ребят становятся руководителями компаний благодаря своим смекалке и организаторским способностям. Довольно часто такие молодые люди-руководители является младшими родственниками (племянниками/племянницами, сыновьями/дочерьми) более взрослых «агашек», иногда имеющих известную фамилию и состоящих на государственной или гражданской службе, либо во главе крупных компаний, и не желающих высвечивать свою «дополнительную» деятельность. В этой ситуации молодой директор является номинальной фигурой, фактически ни за что не отвечающим и даже плохо понимающим что от него требуется, а все переговоры и принятие конкретных решений проводит сам «агашка» напрямую, либо через своего представителя. 2.«Пустое» либо совсем недавно открытое ТОО, претендующее на получение проекта на строительство, на получение крупного займа или грантового финансирования, на вхождение в крупный проект совместно с другими участниками и т.д. Такие ТОО, зачастую, не могут ничем обеспечить надлежащее исполнение ими своих обязательств по проекту (нет недвижимого имущества в собственности, банковские счета пусты или там имеются небольшие деньги, отсутствует подлежащая получению прибыль по ранее заключенным договорам и т.д.), однако, возможно, с надеждой на некий административный ресурс идут в проект и иногда даже получают его. Такое ТОО также часто не имеет ни кредитной истории, ни опыта работы в своей сфере деятельности, ни имя или репутацию на рынке, зачастую не имеет либо имеет очень свежую лицензию. Резонный вопрос: «Для чего надо было открывать новое ТОО, если можно было просто купить действующее со штатом, опытом работы, репутацией, действующими контрактами?» в этой ситуации обычно либо не находит ответа, либо ответ озвучивается недостаточно убедительный. При этом, в лучшем случае, могут демонстрироваться договоры намерений о возможном (!) получении проектов в будущем, договоры цессии о получении прав требования на некое имущество в будущем при наступлении тех или иных обстоятельств, договоры брокерского обслуживания с устным убеждением того, что учредитель будет пополнять уставный капитал компании за счёт заработанных на фондовом рынке доходов от фьючерсов либо с дивидендов от владения доли участия в других компаниях и тому подобное. Не ставя сразу под сомнение все такие обещания, сообщим, что любая из приведённых будущих сделок не гарантирует наличие этих денег или имущества в распоряжении компании, а лишь предполагает их возможное поступление. ...
О признании договора недействительным при превышении директором компании своих полномочий
На практике имеются споры о признании договора с компанией недействительным при превышении директором компании своих полномочий. При этом делается ссылка на то, что лицо, заключая договор с директором, должно было ознакомиться с уставом или иными решениями органов, в которых содержались ограничения полномочий директора. Принимается во внимание, что устав является публичным документом и любое лицо имеет право с ним ознакомиться. В этой связи уместно привести статью 9 Первой Директивы 68/151/ЕЭС Совета от 9 марта 1968 г. (с учетом изменений и дополнений Директивой 2003/58/ЕС): «1. Обязательства общества перед третьими лицами создаются актами его органов, даже если подобные акты не относятся к предмету его деятельности, - кроме случаев, когда упомянутые акты совершены с превышением полномочий, которыми закон наделяет или разрешает наделять данные органы. Однако государства-члены могут предусматривать, что обязательства для общества не создаются, когда подобные акты выходят за рамки предмета его деятельности, - если общество докажет, что третьи лица знали о том, что акт выходит за рамки предмета его деятельности, или не могли не знать об этом с учетом обстоятельств; факт обнародования устава сам по себе не может послужить достаточным доказательством такого знания . 2. Ограничения полномочий органов общества, вытекающие из устава или из решения компетентных органов, ни при каких обстоятельствах не могут противопоставляться требованиям третьих лиц, даже если информация о таких ограничениях была обнародована .»[1] . Как видим, на уровне Европейского союза еще давно было решено, что даже если у лица имелась возможность ознакомиться с уставом компании или решениями ее органов, в которых содержались ограничения компетенции органов компании (ее директоров), не ознакомление такого лица с уставом или решениями не означает отсутствие у него добросовестности. Тем самым было исключено применение доктрины конструктивного уведомления - что лица должны знать о содержании опубликованных документов компании или должны предпринять меры для получения информации об их содержании. Как было отмечено в английском решении апелляционного суда в деле TCB Ltd v Gray [1986] Ch 621, это сделано для того, чтобы устранить неудобства для коммерческого оборота и несправедливость, возникающую при применении этой доктрины[2] . Как правильно отмечается, предпринимателям требуется принимать решения быстро, тогда как необходимость запроса внутренних документов у компании или регистрирующих органов влечет временные задержки и дополнительные вопросы[3] . Закон о компаниях Великобритании 2006 года прямо указывает, что лицо, вступающее в отношения с компанией, не обязано проводить исследование каких-либо ограничений полномочий директоров в рамках возложения на компанию обязанностей или передачи полномочий на такое возложение[4] . ...
Трудовое законодательство, обзор судебной практики по соглашению о неконкуренции и соглашениям по конфиденциальности
Сегодня имеется ряд противоречивой судебной практики по трудовым спорам, когда работник нарушил соглашении о неконкуренции и соглашение по конфиденциальности. Подписанные соглашения действительны, пока их не отменили в суде На сегодня есть большинство судебных решений, где суды занимают позицию, что раз соглашение о неконкуренции никем не оспорено и не отменено, то оно имеет силу и обязательно для сторон. Такая позиция судов, на наш взгляд, является более правильным подходом. Это значит, что работники для признания соглашения недействительным или ничтожным должны обращаться в суды с встречными исками или изначально обращаться в суды с исками для признания таких соглашений недействительными. Есть единичные судебные решения, где суды снижают роль подписанных соглашений. Суды полагают, что работник не читает все документы, подписывает и не понимает значение подписанных документов. Например, работник А* работал шеф поваром в ресторане А*. Работник подписал соглашению о неконкуренции, где принял на себя обязательства после прекращения трудовых отношений, 2 года не работать шеф поваром в ресторанах, конкурирующих с рестораном А*. Проходит год, работник А* увольняется и идет работать в ресторан В*. В соглашении прописаны штраф в сумме годовой заработной платы, которую он получил. Старый работодатель обращается в суд и просит взыскать с работника А* штраф в сумме годовой заработной платы. Суды имеют право снизить штраф Согласно ст.297 Гражданского кодекса , суд вправе уменьшить штраф, неустойку, если размер штрафа больше чем убытки кредитора (работодателя), при этом суд должен учитывать степень исполнения обязательства должником. Суд может запросить у работодателя какие убытки были причинены в результате нарушения соглашения о неконкуренции. Убытки включат в себя фактический ущерб и упущенную выгоду. Работодатель предоставит суду убытки на сумму 0 тенге, поскольку очень сложно доказать фактический ущерб и упущенную выгоду. В таком случае, суд по требованию работника, может уменьшить сумму штрафа с годовой на трехмесячную заработную плату. Доктрина чистых рук Данная доктрина пришла к нам из английского права, когда говорят, что в суды нужно идти с «чистыми руками». Наши суды как и в Англии могут запросить все доказательства как у работодателя, так и у работника. Например, суды могут запросить доказательства, какие меры принимает компания по охране конфиденциальной информации, какие условия созданы итд. ...
Граждане Республики Казахстан: собственность или долгосрочная аренда?
Я вкратце расскажу историю возникновения частной собственности на землю в Казахстане. В Земельном кодексе Казахстана 1990 г. и речи не было о частной собственности. Допускались только владение и пользование землей. По первой Конституции независимого Казахстана 1993 г. все природные ресурсы, в том числе и земля, находились в исключительной собственности государства. В действующей Конституции РК 1995 года закреплено положение, что земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. Первый Закон о земле был принят в форме Указа Президента РК, имеющего силу закона, 22 декабря 1995 г. И уже в этом Законе было закреплено право частной собственности на землю, в том числе и для иностранцев. В частной собственности граждан РК (с запретом для иностранных граждан) могли находиться участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства. В частной собственности граждан и юридических лиц (включая иностранцев) могли находиться земельные участки, предоставленные под застройку или застроенные зданиями и сооружениями. Таким образом, уже в 1995 г. иностранцы могли иметь в частной собственности землю, неразрывно связанную со зданиями и сооружениями. Эта же формула была повторена в Законе о земле от 24 января 2001 г. И только в Земельном кодексе РК от 20 июня 2003 г. была введена частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения. Если кто помнит, этому предшествовали жесткие дискуссии, протесты и неприятие, причем даже со стороны Парламента. Премьер-министр был вынужден в связи с принятием Земельного кодекса поставить вопрос о доверии правительству, и только так заставил Парламент принять Кодекс. По обращению Президента РК Конституционный Совет рассмотрел вопрос о соответствии Конституции РК Земельного кодекса и постановлением от 10 июня 2003 г. признал его конституционным. Так что вопрос о собственности на землю всегда был острым и болезненным. ...
Әкімшілік әділет жүйесінің негізі қаланды
Құқықтық мемлекеттің атрибуттарының бірі – әкімшілік әділет институты. Бұл тақырыптың өзектілігі, ең алдымен, біздің елімізде құқықтық мемлекет пен дамыған азаматтық қоғам құру үшін маңызды. Осы бағыттағы жұмыстарды бір жүйеге түсіру мақсатында 2021 жылдың 1 шілдесінен бастап Әкімшілік рәсімдік-процестік кодексі күшіне енеді және жаңа мамандандырылған ауданаралық әкімшілік соттар өз жұмысын бастайды. Жаңа кодификацияланған акт азаматтардың жария билік органдарымен өзара қарым-қатынаста құқықтарын сот арқылы қорғау үшін қабылданған. Бұл Қазақстанда әкімшілік әділет жүйесінің қалыптасуын білдіреді. Біздің еліміздің сот жүйесі әлемдік стандарттарды ескере отырып дамып келе жатқандықтан, мамандандырылған әкімшілік сот құру жаңа реформаның қисынды жалғасына айналды. Кодекстің қабылдануы әкімшілік сот ісін жүргізуді азаматтық іс жүргізуден оқшаулаудың маңызды қадамы болды. Бұдан әрі мамандандырылған соттар азамат пен әкімшілік (мемлекеттік) орган арасындағы жариялы-құқықтық дауларды қарайды. Тарихи тұрғыдан алғанда, әкімшілік әділет ХІХ ғасырда заң үстемдігінің қажетті элементі ретінде қалыптасқаны белгілі. Оның қағидалары азаматтарды мемлекеттік орган, атқарушы биліктің заңсыз әрекетінен қорғауға бағытталған. Бүгінгі таңда әкімшілік әділет тәуелсіз институт ретінде көптеген Еуропа елдерінде сәтті дамып келеді. Бельгия, Испания, Румыния сияқты кейбір елдерде әкімшілік әділет Конституцияда айтылмаған, бірақ бар. Қазақстандағы жағдай да осындай. Біздің еліміздің Негізгі заңында 75-бапта «Сот билігі сотта іс жүргізудің азаматтық, қылмыстық және заңмен белгіленген өзге де нысандары арқылы жүзеге асырылады. Заңда көзделген жағдайларда қылмыстық сот ісін жүргізу алқабилердің қатысуымен жүзеге асырылады» деп бекітілген. Бұл норма мамандандырылған соттар құруға мүмкіндік берді және әкімшілік әділет жүйесін құруға негіз болды. Әкімшілік сот ісін жүргізу – сот ісін жүргізудің жаңа нысаны. Кодекстің 5-бабының 2-тармағына сәйкес, жария-құқықтық қатынаста жеке және заңды тұлғалардың бұзылған немесе даулы құқығын, бостандығы мен заңды мүддесін тиімді қорғау және қалпына келтіру мақсатында әкімшілік істерді әділ, бейтарап және уақтылы шешу мақсаты көзделген. Әкімшілік рәсімдік-процестік кодекс бірқатар жаңалықтарды көздейді, олардың ішінде мынаған назар аударғым келеді. Біріншіден, әкімшілік орган ұғымы енгізіледі, оған тек мемлекеттік органдар ғана емес, сонымен қатар мемлекеттік басқару саласында өкілеттіктер берілген субъектілер де кіреді. Мысалы, жергілікті өзін-өзі басқару органы, мемлекеттік заңды тұлға, сондай-ақ әкімшілік актіні қабылдау, әкімшілік әрекетті (әрекетсіздікті) жасау бойынша өкілеттіктер берілген басқа ұйым. Екіншіден, қолайлы және ауыртпалықты әкімшілік актілер туралы ұғымдар енгізіледі. Жалпы алғанда, әкімшілік акт – бұл әкімшілік орган, лауазымды тұлға жария-құқықтық қатынастарда қабылдайтын, белгілі бір адамның немесе жеке-дара белгілі бір адамдар тобының құқығы мен міндетін іске асыратын шешім. Үшіншіден, дау айту, мәжбүрлеу, іс-әрекет жасау, тану сияқты талаптардың түрлері қарастырылған. Төртіншіден, іс талап қойылған сәттен бастап қозғалды деп есептеледі, істі қарау ақылға қонымды мерзімде жүзеге асады. Бірақ ол үш айдан аспайды. Бесіншіден, процестік мәжбүрлеу шарасы ретінде ақшалай өндіріп алу енгізіледі. Ол сот талаптарын орындамағаны, сотқа келмегені, сот актісін орындамағаны және т. б. үшін көзделген. Алтыншыдан, кодекс судьяның әкімшілік істің нақты және заңды тараптарына қатысты құқықтық негіздемелер бойынша өзінің алдын ала құқықтық пікірін айтуға құқылы екенін көздейді. ...
Почему не все бизнес-стратегии успешны
Лаура Омарханова, эксперт стратегического и операционного консультирования KPMG в Центральной Азии поделилась мнением об основных причинах возможных неудач в разработке и внедрении стратегий в Казахстане и странах СНГ, а также поделилась инструкцией по ее разработке и реализации. Ежегодно в странах СНГ разрабатываются сотни стратегий развития компаний. Необходимость в стратегии объясняется желанием компаний обрести фокус и устойчивое развитие в условиях роста как конкуренции, так и неопределенности, вызванной пандемией. На стратегию возлагаются большие надежды, однако, не всем компаниям удается добиться желаемых результатов в полной мере. Так, почему одним компаниям удается реализовать стратегии успешно, а другие сталкиваются с частичным или полным недостижением целей стратегии? Причины неудач могут быть разными, ниже приведены ТОП-6 причин, которые свойственны практике в Казахстане и СНГ: 1. Шорт-термизм, что означает ориентир на краткосрочные результаты. На практике шорт-термизм выливается в стремлении получить быстрые результаты за короткий срок, что не является негативным фактором. Однако, вкупе с мотивацией в виде больших бонусов за результаты и отсутствием уверенности в продолжительности работы на занимаемой должности, на фоне частой смены руководства, качественная реализация стратегических целей отходит на второй план. Это характерно государственным и квазигосударственным структурам на территории СНГ. Если говорить про практику Казахстана, то часто смена руководства приводит к смене стратегии и дорожной карты к ней. Это объясняется многими факторами, но главный из них, очевидно, полное отсутствие или ограниченная приверженность ранее выстроенной генеральный линии. За реализацией стратегий зачастую отсутствует мониторинг и им не предают статус особого документа. Таким образом, получается плеяда незавершенных стратегий с неочевидными результатами. 2. Воздействие внешних факторов. Внешние факторы создают новые сложности, требующие быстрых решений. Пандемия является ярким примером. Компании, с высоким уровнем зрелости в стратегическом планировании, оказались более устойчивыми. При необходимости вносились корректировках в планы и сроки, без потери ориентира на конечные результаты. И, напротив, компании с низким уровнем стратегической зрелости, пострадали от решений, обусловленных реакцией в ответ на внешние факторы. Когда компания «затягивает пояса», в первую очередь -сокращаются затраты на стратегию. По умолчанию используется подход, при котором все «новые» инициативы прекращаются или откладываются, и преобладает мышление, что «невозвратные затраты не имеют значения». Во многих случаях это упущенная возможность. Остановка важных и значительных проектов, независимо от того, начаты они или нет, может нанести больший ущерб в долгосрочной перспективе, лишив преимуществ. Стратегически важные проекты следует продолжать, если они не потеряли актуальность и способны принести пользу компании в достижении долгосрочных целей. 3. Управление изменениями. Залогом успешной стратегии являются мотивированные на результат лидеры, которые собственным примером показывают, как и что делать для успешной трансформации. Руководители должны быть уверены в словах, действиях и направлять подчиненных. Это почти невозможно в компаниях, где не выстроены эффективные горизонтальные коммуникации. Как правило, сотрудники-старички противятся предстоящим изменениям и не уделяют вопросам исполнения должного внимания. Получается ситуация, когда люди на местах без понимания или же неосознанно выполняют поручения. Подобные действия маловероятно выльются в качественную работу по достижению стратегических целей. Решением могут быть новые квалификации. Помимо существующих лидеров/руководителей, для трансформации необходимы новые компетенции и соответствующие кадры. Новые кадры могут стать катализатором необходимых изменений для реализации стратегии. Однако, на практике, компаниям тяжело дается быстро решить кадровые вопросы в силу разных причин: от недостатка высококвалифицированных специалистов до политических моментов. Часто, особенно в государственных и квазигосударственных секторах, после утверждения сотрудников кадровый состав практически не претерпевает изменений, не внедряются программы повышения квалификаций сотрудников разных уровней. 4. “Modus operandi” или принимаемые действия. Как только стратегия разработана, необходим подробный план ее имплементации. Имплементация стратегии начинается с разработки плана действий и /или дорожной карты. Другими словами, стратегия гранулируется в операционный план. Для этого цели декомпозируются, осуществляется каскад целей до уровня исполнителей, вводятся соответствующие КПД, расчет которых позволит объективно оценить вклад в реализацию. Их исполнение выступает маркером. Однако, зачастую КПД не коррелируют с исполнением стратегии. Рассмотрим пример «плохого» КПД, основанного на реализации проекта, где индикаторами достижения служат его фазы. Фазы могут быть формально соблюдены, но это не гарантирует качество реализации проекта. Помимо этого, могут вводиться КПД, исполнение которых сложно оценить. Это те качественные КПД, у которых отсутствуют целевые индикаторы. Таким образом, формируется неполноценная система, которая формально исполняется, но никак не участвует в достижении намеченных стратегических целей. 5. Мониторинг и контроль – еще один проблемный момент. На практике ответственность за контролем над исполнением возлагается на службу внутреннего аудита или правление. Подобного мониторинга недостаточно, поскольку проводимый анализ «план – факт» не охватывает спектр необходимых действий. В результате проблемы в имплементации и связанные с этим риски остаются незамеченными. Решением этой проблемы может стать создание независимой уполномоченной единицы (под правление или совет директоров) для осуществления контроля исполнения стратегии. Только так можно достичь желаемого качества исполнения и транспарентности. 6. Технологии. Данный пункт может быть применен как к стратегиям развития, так и к IT-стратегиям. Каждая стратегия / IT-стратегия содержит элементы оптимизации, автоматизации бизнес-процессов за счет внедрения той или иной технологии. Зачастую автоматизация предшествует оптимизации, что порождает будущие проблемы. В первую очередь процессы должны быть оптимизированы. ...
Необходимые требования, документы и лицензирование деятельности в сфере реализации оптовой и розничной медицинского оборудования и изделий медицинского назначения
Согласно Кодексу РК от 7 июля 2020 года № 360-VI « О здоровье народа и системе здравоохранения » необходимо оформить Уведомление (Талон) о начале деятельности по оптовой реализации медицинских изделий (далее по тексту «МИ») И розничной реализации медицинских изделий (два талона). Статья 24. Уведомления в области здравоохранения 1. Следующие виды деятельности в области здравоохранения осуществляются по уведомлению: 1) гигиеническое обучение декретированных групп населения; 2) деятельность (эксплуатация) объекта незначительной эпидемической значимости; 3) проведение санитарно-эпидемиологического аудита; 6) проведение неинтервенционных клинических исследований. 2. Уведомление о начале или прекращении осуществления деятельности, указанной в настоящей статье, подается в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». В тоже время, должно соблюдаться установленные нормы статьей 233 Кодекса: Ст.233 ...
Необходимые требования, документы и лицензирование деятельности в сфере реализации оптовой и розничной медицинского оборудования и изделий медицинского назначения
Согласно Кодексу РК от 7 июля 2020 года № 360-VI « О здоровье народа и системе здравоохранения » необходимо оформить Уведомление (Талон) о начале деятельности по оптовой реализации медицинских изделий (далее по тексту «МИ») И розничной реализации медицинских изделий (два талона). Статья 24. Уведомления в области здравоохранения 1. Следующие виды деятельности в области здравоохранения осуществляются по уведомлению: 1) гигиеническое обучение декретированных групп населения; 2) деятельность (эксплуатация) объекта незначительной эпидемической значимости; 3) проведение санитарно-эпидемиологического аудита; 4) оптовая реализация медицинских изделий; 5) розничная реализация медицинских изделий; 6) проведение неинтервенционных клинических исследований. 2. Уведомление о начале или прекращении осуществления деятельности, указанной в настоящей статье, подается в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». ...
ТОО «BestProfi»
Республика Казахстан, 050000
г.Алматы ул.Назарбаева 65, 6 эт., 608 офис.
+7 (727) 357 26 77, +7 (778) 357 66 77, info@bestprofi.com